Сегодня: Вторник, 20 Августа, 2019 года
Часы ООО «ОМС-Информ»



Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Конституция РФ, ст. 41.

Второй год подряд на базе Института повышения квалификации ФМБА России успешно действует программа дистанционного обучения по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС.

e.archangelskaya

Обязательное медицинское страхование – это институт конституционной защиты прав граждан, поскольку охрана здоровья населения и здравоохранение являются важнейшей функцией государства. Развитие системы обязательного медицинского страхования в России происходит в весьма непростых условиях, когда перманентно меняется правовая и нормативная база здравоохранения, происходит структурное реформирование отрасли, внедряется стандартизация и осуществляется комплекс мер, направленных на интеграцию в мировое медицинское пространство.

Коммерциализация и повышение стоимости медицинской помощи повсеместно в мире, снижение ее доступности для большей части населения и особенно для уязвимых групп, повышение стоимости лекарственных средств, а также современного диагностического и лечебного оборудования, ставят новые задачи перед системой оказания гарантированной государством бесплатной для пациентов медицинской помощи на основе обязательного медицинского страхования.

Трудности в организации ОМС возникают по многим причинам, но главными из них являются несовершенство законодательства, недостаточный уровень квалификации врачей, работающих в системе ОМС, крайне низкий уровень знаний населения о своих правах на получение бесплатной медицинской помощи, дефицит информации и невысокий уровень экспертизы качества медицинской помощи и медико-экономической экспертизы ее результативности.

Новый закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании граждан» и созданная в соответствии с ним нормативно-директивная база ОМС предусматривают непременную и полную подготовку и переподготовку кадров врачей-экспертов, работающих в системе ОМС. Сложность вопроса состоит в том, что СМО (страховые медицинские организации), имеющие штатных экспертов, в то же самое время нуждаются в привлечении высококвалифицированных экспертов по профилям, работающих в лечебно-профилактических учреждениях (медицинских организациях) для оценки соответствия стандартам и качества медицинской помощи. И число таких привлекаемых экспертов в России в настоящее время превышает 17 тыс. человек. Все они нуждаются в последипломном образовании. С учетом того, что предусмотрено Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования, и каждый из врачей-экспертов должен пройти подготовку по 144 часовой программе, в сумме это составляет 2 448 000 учебных часов. Полагая, что одна треть (на самом деле меньше) уже прошли подготовку, а остальным ее надо пройти в ближайшие два года, потребность составляет 829 000 учебных часов в год. С учетом рабочей нагрузки профессоров и доцентов кафедр для осуществления этого необходимо как минимум две сотни высококлассных специалистов-преподавателей. Такого числа нет во всех образовательных учебных заведениях страны, а в тех, которые специализированы в области организации медицинского страхования, тем более.

В этих условиях единственным выходом и отвечающим современным требованиям подходом явилось создание системы дистанционного последипломного образования врачей-экспертов, работающих в области обязательного медицинского страхования.

Мы не уверены в том, что созданная нами технология и программа дистанционного обучения являются образцовыми, но не сомневаемся в том, что настоящая публикация будет полезной для организаторов здравоохранения и врачей.

Основой для реализации настоящей программы и технологии дистанционного образования явился новый закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающий внедрение электронных и дистанционных форм обучения, а также образовательная среда Moodle, размещенная на сервере ИПК ФМБА России. Для того, чтобы иметь представление об этой среде, необходимо посмотреть ее устройство в Internet’е. Это одна из самых распространенных образовательных электронных систем.

Moodle - позволяет вести педагогический процесс одновременно в десяти классах, каждый из которых может состоять по численности из 100 и больше слушателей. При этом процесс обучения может осуществляться в on-line и off-line режиме. Для России это очень важно, поскольку это единственная страна, лежащая в восьми часовых поясах, образно говоря, когда на Камчатке засыпают, то в Калининграде только просыпаются. И, если навесить образовательное облако посередине, допустим, над Уралом, то ни тем, ни другим это будет не совсем удобно. И потому нами была создана гибкая программа, предусматривающая тот и другой вид обучения.

Что дает дистанционное обучение слушателям?

  1. Обучение без отрыва от основной работы.
  2. Обучение в любой точке Планеты, где есть связь с Интернетом.
  3. Использование для обучения любого электронного устройства (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон).
  4. Обучение в любое удобное время и в наиболее комфортных условиях.
  5. Выбор образовательного контента по своему усмотрению.
  6. Исключает затраты на поездку в образовательное учреждение, на проживание в гостинице, на питание в чужом городе, на приобретение дорогостоящей литературы и многое другое.
  7. Дает возможность быть в постоянном контакте с тьютором и с преподавателями кафедры, задавать им вопросы и получать на них ответы.
  8. Обеспечивает возможность выражения своего мнения в «форуме» образовательной системы анонимно или персонифицированно.
  9. Позволяет осуществлять закрытый или открытый этапный аутотренинг по блоку вопросов заключительного тестового контроля знаний.
  10. Дает возможность скачивать, сохранять и в последующей работе использовать законы, нормативно-директивные документы, методические рекомендации, обширную литературу (книги, обзоры, статьи, аудио-слайд фильмы, презентации лекций) без каких бы то ни было ограничений.
  11. Позволяет в чате общаться с коллегами по обучению и преподавателями на всем Земном шаре.

Что дает технология дистанционного образования преподавателю?

  1. Возможность применения своего творческого и интеллектуального потенциала в полной мере.
  2. Преподавание в любых наиболее комфортных условиях (из служебного кабинета, из дома, с дачи, с Багамских Островов или с Гималаев).
  3. Непрерывное совершенствование образовательного контента с внесением в него самых новейших данных (актуализация).
  4. Непрерывный (виртуальный) контакт с каждым из обучающихся слушателей.
  5. Возможность отслеживания образовательной траектории (дорожной карты) каждого из обучающихся слушателей.
  6. Полное взаимодействие с тьютором цикла последипломного образования.
  7. Самоудовлетворение.

Одним из самых существенных недостатков дистанционного образования является отсутствие физического контакта с преподавателем. Он где-то там, в виртуальном пространстве, в образовательном облаке в Интернете, но не бывает так, чтобы были только одни преимущества. Должны быть и недостатки. Это главный из них, но не единственный.

Вторым недостатком является невозможность личного общения с другими обучающимися. Мы привыкли к тому, что на циклах усовершенствования завязываются профессиональные и личные контакты с коллегами. Виртуальное общение дает многое, но далеко не все.

Самым сложным является создание образовательного контента. Презентация и особенно аудио-слайд фильм лекции содержат от сотни до двух с половиной сотен файлов и звуковых дорожек, в которых сконцентрированы важнейшие положения образовательного модуля. Кроме того, модуль содержит тексты законов, стандартов, рекомендаций, нормативно-директивных документов, электронных книг по теме, рекомендации по написанию курсовых работ, блок тестов для самоконтроля уровня знаний и многое другое.

Демократичность дистанционного образования состоит в том, что слушатель может недельное задание кафедры выполнить в любое удобное для него время и отчет о своей образовательной деятельности передавать тьютору или ассистенту-провайдеру в образовательной электронной системе Moodle.

Экспертиза качества дистанционного образования осуществляется заключительным тестовым контролем, в котором оценка знаний определяется электронной системой Moodle с ограниченным сроком (суточным) открытия системы тестов и с возможностью повторного тестирования для слушателей с безупречной траекторией дистанционного образования для исключения случайных ошибок.

Нами совершенствуется система дистанционного образования врачей — экспертов, работающих в сфере обязательного медицинского страхования, но одновременно разрабатываются другие программы, в частности общего усовершенствования по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», «smart-менеджмент в медицинской организации» и другие.

За время работы в области дистанционного образования возникла убежденность в том, что теоретические дисциплины и теоретические разделы всех других медицинских специальностей следует переводить на современные электронные и дистанционные технологии. Не только потому, что это во много раз экономичнее, но еще и потому, что это высокоэффективно и позволяет обеспечивать образовательный континуум, непрерывное пополнение знаний, удобно для врачей и соответствует современным принципам и технологиям высшего последипломного образования.


Об авторе: Елена Архангельская
Должность: ИПК ФМБА России, профессор
Сайт: www.medprofedu.ru

question